«

»

Май 18

Ежегодное участие молодых исследователей во Всероссийском лагере для одаренных детей «Сириус» — результат кропотливой научно-исследовательской деятельности в НОУ (научное общество учащихся).

Андросова Евгения Иннокентьевна,

заместитель директора по научно-методической работе МБОУ «Нижне-Бестяхская средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов» МР «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия)

 

В Нижне-Бестяхской средней общеобразовательной школе № 2 с углубленным изучением отдельных предметов большое значение придается работе по развитию задатков, способностей, одаренности, талантов обучающихся. Одной из форм этой работы является научное общество учащихся «Знание -+» (далее – НОУ). Главная цель создания НОУ – это развитие познавательной активности, повышение мотивации учения, подготовка адаптированных к иной образовательной системе обучающихся, овладение ими навыками научно-исследовательской  деятельности.

Создание в школе условий для исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно, создает условия для претворения их в жизнь; возрастает интерес среди школьников, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для них урочной системе.

Исследовательская работа становится средством индивидуализации образовательного процесса. Немаловажное значение имеют внутренние результаты, личностный рост школьников: научившись планировать и организовывать свою деятельность, они самостоятельно принимают решения, оценивают сильные и слабые стороны работы. Ученики в процессе исследования ощущают потребность в помощи товарищей, учатся привлекать к решению различных задач сверстников и взрослых.

Основной формой презентации результатов исследовательской деятельности школьников стала научно-практическая конференция, проводимая как в школе, так и на улусном и региональном уровнях. Интерес к данному виду деятельности поддерживается также внутришкольными мероприятиями.

Для оценивания результативности исследовательских проектов были разработаны критерии, включающие степень новизны проблемы, осмысленность постановки цели и задач исследования, глубина работы с источниками, свободное владение информацией, способность заинтересовать проблемой аудиторию и др. Данные показатели позволяют увидеть, какие знания приобретены школьником в процессе работы, выявить специфику ведения исследовательской деятельности, оценить приобретенные навыки создания “продукта”, проведения его презентации. Успешному выступлению способствует система работы по формированию навыков исследовательской деятельности. Если видна заинтересованность ученика в изучении предмета, то формулируется конкретная проблема, над решением которой нужно работать дальше.

Эмблема НОУ отражает смысл деятельности школьников: мы не только учимся на уроках, но и практически применяем знания в исследовательской деятельности.

Программа деятельности НОУ включает следующие направления:

  • Теоретическая подготовка, практические навыки.
  • Организация работы по самообразованию учащихся, индивидуальные консультации.
  • Работа над индивидуальным проектом (реферат, исследовательская работа, проект).
  • Подведение и анализ итогов.
  • Самообразование руководителя.

Постигая методику исследования, ученики осваивают содержание таких понятий, как источник, материал, последовательность, причина-следствие, часть-целое, композиция, логика, аргументация, вывод. Получив первоначальные навыки исследовательской и научной работы, ученики закрепляют их через написание учебных рефератов, проведение социологических мини-исследований.

Безымянный

DSC00452

В начальной школе научные чтения младших школьников «Шаг в науку» проводятся третий год, конференция пятиклассников – восьмой год, Эти мероприятия стали традиционными. С 2018-2019 учебного года планируется ввести защиту проектов среди девятиклассников.

Школьные научно-практические конференции (далее – НПК) являются хорошей стартовой площадкой для отбора работ на конференции регионального, республиканского и всероссийского уровней. Вот уже несколько лет наши ребята выступают с докладами на научных площадках разных городов России, их работы и рекомендованы для участия на конференциях, проводимых во многих странах мира, таких как, например, США, Китай, Польша, Тайвань и др.

Политехническое направление нашей школы оказывает превалирующее  влияние на выбор школьниками тем для исследований. Об этом можно судить по работам, представленным на всероссийских и международных научно-практических конференциях в 2013-2018 гг.:

 

  Ф.И. школьника Тема исследования Где защищена Результат
2013г. Трифонова Кюннэй Исследование оснований и фундаментов зданий частной постройки в п.Нижний Бестях Всероссийский форум молодежи «Шаг в будущее», г.Москва Участник
2014г. Лаптева Сардана Исследование изолирующей повязки при обморожении Всероссийская НПК «Интеллектуальное возрождение», г. СПб диплом

I степени

2015 г. Колмаков Эдуард Изготовление шлакоблоков из камышебетона Всероссийские Колмогоровские научные чтения, г. Москва диплом

II степени

2016 г. Прохорова Настя -Настольная игра по истории «Отечественная война 1812 года»;

-«Прогнозирование стоимости жилой недвижимости в г. Якутске с помощью многоуровневого регрессионного анализа»

Международные чтения студентов в г.Новосибирске; Публикация в сборнике статей, г.Новосибирск
2016 г. Канаева Агаша Исследование влияния физических и геометрических параметров якутского хомуса на его акустические характеристики. Всероссийские научные чтения школьников им. В.И.Вернадского, г.Москва Диплом 1 степени
2016 Егорова Айыына,Кудайназарова Бону Исследование влияния прослушивания музыки через наушники на работоспособность учащихся Всероссийские научные чтения школьников им. В.И.Вернадского, г.Москва Диплом 1 степени
2017 Павлова Любовь Исследование теплоизолирующих свойств верхней одежды в условиях Севера Всероссийские научные чтения школьников им. В.И.Вернадского, г.Москва Лауреат
2017 г. Колмакова Вера Ароматизированная штукатурка Всероссийский научный форум «Шаг в будущее», г.Москва; диплом

I степени

2018 г. Колмакова Вера Разработка органо-минерального наполнителя к отделочным смесям для улучшения микроклимата помещения Всероссийский научный форум «Шаг в будущее», г.Москва; диплом

I степени

2018 г Колмакова Арина Ийэ тыын Всероссийский научный форум «Шаг в будущее», г.Москва Диплом 2 степени
2018 Шагенян Ашот Разработка асфальто-бетонной смеси с добавлением фиброволокон»; Всероссийский научный форум «Шаг в будущее» , г.Москва Диплом 3 степени
2018 Прохоров Никита Исследование теплофизических показателей геометрических фигур разных форм Всероссийский научный форум «Шаг в будущее» , г.Москва Диплом 2 степени
2018 Никифоров Айаан Исследование ледового покрова р.Лена на переправе Нижний Бестях Всероссийские Поволжской НПК им.Лобачевского, г.Казань Диплом 2 степени
2018 Соловьева Юлия Изучение ценообразования квартир в г.Якутске Всероссийская НПК «Созидание и творчество» в рамках 18-го фестиваля науки и искусства «Творческий потенциал России Диплом, 11 место на олимпиаде поматематике.
2017 Васильева Элина Отражение исторической реальности в судьбах 5-ти поколений моей семьи Всероссийская НПК в г. Уфалей Челябинской области. Абсолютный победитель, лауреат
2017 Щукина Рая Изучение читательских интересов в литературном клубе «БестЛит» Всероссийская НПК в г. Уфалей Челябинской области. Диплом 1 степени
2018 Платонов Женя Исследование физических свойств хвойных иголок Всероссийская НПК «Интеллектуальное возрождение», г.Санкт -Петербург Диплом 3 степени

 

С 2014 года с нами сотрудничает Валерий Игоревич Фёдоров, преподаватель инженерно-технического института Северо-Восточного федерального университета. Под его непосредственным руководством наши юные исследователи стали круглогодично заниматься в лабораториях СВФУ. Многие предприятия поселка Нижний Бестях: Заречный филиал «Упрмелиоводхоз», ООО «Мегинские автомагистрали», ООО «Авангард» и др. – становятся базовыми площадками-лабораториями для исследовательской деятельности школьников.

Наша школа  активно сотрудничает с Малой академией наук Республики Саха (Якутия), активно участвуя в программах по олимпиадам, кванториумах, в программах деятельности с классными коллективами и т.д. Но особенно тесно мы сотрудничаем  в области НИР( научно-исследовательской работы) школьников. В 2017 году зам.директора по НМР Андросова Е.И. участвовала в качестве руководителя делегации  молодых исследователей на Всероссийском научном форуме школьников им.В.И.Вернадского, где команда выступила успешно, достигнув в результате звания лауреата в секции «Физика» — Павлова Люба (НБСОШ№2), став дипломантами 1 степени (10 обучающихся из школ республики). По результатам 2017-го года наши ученики: Колмакова Вера,  Колмакова Арина, Колмаков Коля, Шагенян Ашот стали действительными членами МАН, Люба Павлова стала членом-корреспондентом МАН; все они являются стипендиатами МАН.   Годом ранее Колмакова Вера стала победителем в конкурсе МАН на грант, выделенный МАН на ведение  исследовательской работы. Обучающийся 9-го класса Колмаков Коля в 2018 году также станет  обладателем этого гранта МАН (рекомендован на получение). По результатам проведения во время регионального этапа Всероссийской НПК «Шаг в будущее»  защиты стендов на английском языке 8 наших детей рекомендованы для участия в МИИ — на Международной интеллектуальной игре, впервые проводящейся в нашей республике. Они прошли языковую подготовку в «Ленском крае», в Кванториуме, организованном Малой академией. В этом году наши юные исследователи Колмакова Арина, Павлова Люба, Колмаков Коля, пройдя всероссийский отбор из 40000 тысяч детей вошли в число 400 лучших исследователей,  и  в составе делегации РС (Я) выедут во Всероссийский лагерь для одаренных детей «Сириус» по программе «Большие вызовы». В прошлом году первыми из республики в этом лагере занимались исследованием и отдыхали наши ученики Шагенян Ашот и Колмакова Вера, которые приняли участие во встрече   Президента России В.В.Путина с одаренными детьми. Огромна наша благодарность Малой академии наук РС (Я) за неоценимую системную и результативную работу с одаренными детьми, а также надеемся на дальнейшее сотрудничество.

 

Таким образом, системная работа с одаренными детьми в МБОУ « Нижне-Бестяхская СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов», начиная со школьников младшего школьного возраста, способствует становлению выпускников школы как субъектов собственной образовательной и социально значимой деятельности.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>