↑ Вернуться: Родителям

Советы для родителей

Уважаемые родители!

Депрессия у детей и подростков

Интерес к детским депрессиям возник относительно недавно, что объясняется представлениями о детях как о существах изначально от природы счастливых, жизнерадостных, неспособных глубоко и продолжительно переживать свои трудности.

Кроме того, замкнутость детей нередко воспринимается как депрессия и наоборот: детская депрессия ошибочно оценивается как замкнутость. При этом клиническая картина депрессии затушевывается особенностями личности ребенка, связанными с его интеллектуальным развитием, семейным влиянием, культурой и развитием в целом. Трудность также и в том, что депрессия может быть одним из симптомов многих заболеваний, синдромом или самостоятельной болезнью. Нередко диагностике печали у детей мешает неосознанное стремление родителей не замечать ее, чтобы избежать огорчений, усугубления вины, которую они чувствуют из-за невнимательного отношения к своим детям.

Выделяют три подтипа депрессии. 1-й подтип чаще возникает у 6-8-летних детей, при нем наблюдаются печаль, плач, беспомощность, безнадежность, погруженность в свои переживания. 2-й подтип характерен для 8-12-летних школьников и проявляется в низкой самооценке, высокомерии, в страхе быть использованным, в ожидании неудач, несчастий. 3-й подтип (у детей старше 10 лет) встречается реже и характеризуется чрезмерным чувством вины, карающей самооценкой, самобичеванием, пассивными и активными мыслями о самоповреждении.

С возрастом не только меняется подтип, но и увеличивается число симптомов. У детей депрессии чаще проявляются фантазиями (в мечтах, рисунках, спонтанных играх), реже – в словесном выражении, еще реже – в расстройстве настроения и поведения.

Депрессия у школьников 8-11 лет.

Психосоматические симптомы: энурез, нарушения сна, мутизм (отказ от речевого общения), желудочно-кишечные расстройства, «школьная головная боль». Более часты психические симптомы: тревога, заторможенность, самоизоляция, раздражительность, неуверенность, нежелание участвовать в игре, чрезмерное переживание ответственности, ипохондрия, эмоциональная нестабильность, агрессивность, страхи, подавленность, суицидальные мысли и реже поступки, мысли о неполноценности.

По частоте встречаемости проявления депрессии у детей располагаются в следующем порядке.

  1. Утрата интереса к эмоциональным играм и учебе (66%).
  2. Затруднения при освоении школьной программы (51%).
  3. Желудочно-кишечная симптоматика (40%).
  4. Страх посещения школы, прогулы занятий (31%).
  5. Энурез (30%).
  6. Нарушения поведения (26%).
  7. Расстройства сна (23%).
  8. Пренебрежительное отношение к своему внешнему виду (21%).
  9. Чрезмерное пристрастие к сладкому (21%).
  10. Уходы из дома (20%).
  11. Головная боль (14%).
  12. Энкопрез (11%).
  13. Сосание пальцев (8%).
  14. «Сердечные жалобы» (2%).

Депрессия у старших подростков более похожа на депрессию взрослых: головная боль, подавленность, невозможность испытывать положительные эмоции, тоска, расстройства сна, расстройства желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы, бронхиальная астма, нейродермит, потеря аппетита или переедание, суицидальные мысли или намерения, бесчувствие, ипохондрия.

Лечение депрессии у детей и подростков

Существуют различные методы лечения депрессии, в том числе лекарственными препаратами и психотерапией. Семейная терапия может оказаться полезной, если семейные конфликты являются причинами депрессии у подростка. Подросток также должен ощущать поддержку со стороны семьи или учителей, чтобы решить проблемы в школе или со сверстниками. При тяжелой форме депрессии иногда требуется госпитализация в психиатрическое отделение.

Как не допустить депрессии у детей?

1) правильно организуйте режим дня ребенка, старайтесь придерживаться его постоянно; обратите особое внимание на то, как ваш ребенок проводит досуг (сколько времени проводит за компьютером, гуляет, смотрит телевизор, общается с друзьями и др.);

2) постарайтесь понять, в чем причина плохого настроения вашего ребенка (может быть это затяжной конфликт со значимыми людьми, нерешенная личная проблема, переутомление или хронический стресс). В такой ситуации необходимо уменьшить влияние основной травмирующей причины или попытаться изменить собственное отношение к проблеме, снизив ее значимость;

3) физические нагрузки и свежий воздух, поднимая настроение, тоже помогут в борьбе с депрессией;

4) уделяйте время своему ребенку, рассказывайте ему забавные или поучительные истории из своей жизни, обсуждайте с ним семейные проблемы;

5) если все-таки ваш ребенок подвержен депрессии, несмотря на ваши старания, запишите его на групповую терапию к психологу, там ему будет проще отвлечься, научиться самопониманию и успешному взаимодействию с окружающими;

6) помните, что положительная эмоциональная среда способствует развитию у ребенка самостоятельности, уверенности в собственных силах, общему психологическому развитию;

7) будьте внимательны к своему ребенку, его проблемам, не отталкивайте его от себя, не прикрывайтесь отсутствием свободного времени.

6 правил 

Как общаться с ребенком в стрессовой ситуации

Как скорректировать детские страхи

Как составить правила для подростка

В помощь родителям

Если тяжело на душе

Ваша поддержка очень важна для успешности Вашего ребёнка
в сдаче ЕГЭ, ГИА!
Что значит – поддержать выпускника?
•Верить в успех ребёнка.
•Опираться на сильные стороны ребёнка.
•Подбадривать, хвалить ребёнка.
•Избегать подчеркивания промахов ребёнка.
•Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение ребёнку.
Как оказывать поддержку?
• Добрыми словами (например: «Зная тебя, я уверен, что ты всё сделаешь хорошо!», «Ты знаешь это очень хорошо», «У тебя всё получится!», «Я буду мысленно всегда рядом с тобой!»


• Совместными действиями (присутствием при домашних занятиях ребёнка, совместными прогулками, совместными занятиями спортом)
• Доброжелательным выражением лица, тоном высказываний, прикосновений
Категорически нельзя:
• Постоянно использовать в своих высказываниях частицу «не» и слово «должен»
• Рассматривать ЕГЭ, ГИА как единственный фактор, который имеет значение для будущего ребёнка.
Очень важно:
• Поддерживать рабочий настрой ребёнка.
• Быть спокойным, уравновешенным, доброжелательным в общении с ребёнком.
Наблюдайте за самочувствием ребёнка!
• Снижайте тревожность ребёнка. Ребёнку всегда передаётся волнение родителей.
Если взрослые в ответственный момент не могут справиться со своими эмоциями, то ребёнок в силу взрослых особенностей может эмоционально «сорваться» накануне экзаменов.
• Следите за состоянием здоровья ребёнка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение физического состояния ребёнка, связанное с переутомлением.
Категорически запрещается:
• Допускать перегрузок ребёнка.
• Допускать длительное стрессовое состояние ребёнка- это очень опасно.
Очень важно:
• Контролировать режим подготовки ребёнка, не допуская его переутомления.
• Объяснить ребёнку, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

Организуйте гармоничную домашнюю среду!
• Обеспечьте спокойную, эмоционально комфортную атмосферу в доме.
• Обеспечьте дома удобное место для занятия ребёнка.
• Проследите, чтобы никто из домашних не мешал ребёнку во время занятий.
• Обратите внимание на питание ребёнка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов.
Категорически запрещается:
• Допускать нервозную атмосферу общения дома вокруг подготовки к ЕГЭ, ГИА
• Отвлекать ребёнка во время занятий.
Очень важно:
• Насытить рацион питания ребёнка такими продуктами, как рыба, творог, орехи, курага и т.д., которые стимулируют работу головного мозга.
• Поддерживать дома атмосферу сотрудничества и взаимопомощи.

Помогите ребёнку в организации подготовки к ЕГЭ, ГИА!
• Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам.
• Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
• Помогите ребёнку распределить темп подготовки по дням.
• Приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
• Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий).
Объясните ребёнку:
1) Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала;
2)Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану;
3) Если ребёнок не умеет, покажите ему, как это делается на практике;
4) Основные формулы и определения можно выписывать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
Накануне экзамена
• Обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
• Если ребёнок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
• Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
1) Пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
2) Внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл: (характерная ошибка во время тестирования – не дочитав до конца,
по первым словам уже предполагают, ответ и торопятся его выписать);
3) Концентрировать внимание на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность;
4) В случае, если ребёнок не знает ответа на вопрос или не уверен, лучше пропустить его и отметить, чтобы потом к нему вернуться.
Категорически запрещается:
• Повышать тревожность ребёнка накануне экзамена
• Нагнетать обстановку.
Очень важно:
• Говорить ребёнку о том, что Вы уверены в его успехе.
• Заверить ребёнка, что Вы любите его вне зависимости от полученных баллов.
После экзамена
• Поздравьте ребёнка с завершением экзаменационного испытания.
• Обсудите с ребёнком то, как он чувствовал себя во время экзамена.
• Поинтересуйтесь тем, какие задания показались ему наиболее интересными, сложными, легкими, забавными, неожиданными и т.д.
• Обеспечьте ребёнку возможность активного отдыха.
Категорически запрещается:
• Критиковать ребёнка после экзамена.
• Проявлять озабоченность и тревожность в связи с количеством баллов,
которые ребёнок получит на экзамене.
Очень важно:
• Поздравить ребёнка с получением нового опыта экзаменационных испытаний.
• Внушать ребёнку мысль, что количество баллов не является совершенным измерениям его возможностей.
Проявите мудрость и терпение!
Ваша поддержка обязательно поможет ребёнку быть успешным!

 

Сергеева Л.Г., школьный психолог 

 

Трудный возраст. Раннее половое созревание.

Информация для родителей: Ранее половое созревание

 

Здравствуйте, родитель!
Вы знаете, как важно вырастить ребенка самостоятельным, и старайтесь сделать все возможное, чтобы подготовить его к взрослой жизни. Но, оказывается, далеко не все из них представляют, как выглядит настоящая самостоятельность и какими способами можно ее воспитать. Ярослава Зиявна, педагог-психолог ГБУ ДО РС(Я) РЦПМСС. Направляет методические рекомендации «5 простых правил для развития самостоятельности учащихся».

Подробнее читайте  по ссылке:

5 простых правил для развития самостоятельности

 

Памятка родителям “Как помочь ребенку, если он устал?”

 

 

 

Памятка для родителей. Как помочь подготовиться к экзаменам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка для родителей (от компьютерной зависимости)

 

 

 

 

 

 

 

 

Советы специалиста Агрессивнай оҕону кытта хайдах үлэлиэххэ?

 

 

Будущий первоклассник